Отредактировано:14.08.09 00:06
Не сгореть бы на работе
Это случается в самый неподходящий момент. На преуспевающего энергичного человека наваливается усталость, люди вызывают раздражение, мысль о работе — тошноту.
Коллеги говорят: «Нервы расшатались». А психолог ставит диагноз: синдром эмоционального сгорания.
Плата за общение
Синдром эмоционального сгорания — самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, менеджеров, продавцов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков…
Развивается синдром постепенно. Три стадии - как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.
Первая стадия — чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену.
Даже любимая еда кажется безвкусной. Возвращаясь домой, все чаще хочется крикнуть: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Если не предпринять мер, наступит вторая стадия. Ее основная примета - раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться, будь то домочадцы, клиенты или коллеги.
Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей.
После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения «сгорающий» не может.
Третья стадия — полный крах специалиста. С одной стороны, утрачиваются профессиональные ценности, появляется своеобразный пофигизм и циничное отношение к людям; с другой — как будто выгорает все внутри.
Ему становятся безразличны другие люди, любимая раньше работа и он сам. При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы — апатия и бессонница.
От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино - однако улучшение не наступает.
Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно прежде всего правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, исповедующие четыре распространенных мифа. Проверьте: не ваша ли это позиция?
Миф первый: «Жить надо для людей»
Основная идея этого мифа — «человек должен жертвовать собой ради других». У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи.
Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом — выше их сил.
Советы:
- Помните: [COLOR=red]вы не монумент, а живой человек[/COLOR], а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
— На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что — коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
— Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.
Миф второй: «Если не я, то кто же?»
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию педагога, медсестры, социального работника.
Другие спасают «на общественных началах»: у них обязательно есть куча знакомых-неудачников — друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик…
Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них — единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы:
— Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
— Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
- Лучший способ позаботиться о человеке — помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.
- Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: «Так ли уж это нужно?» и «Может, он справится сам?».
Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим»
Про таких людей говорят: «Хочет как червонец всем нравиться». Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других.
Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим пользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида и гнев, выжигающие изнутри.
Советы:
- Есть замечательный афоризм: [COLOR=red]«Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!»[/COLOR] Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.
— Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
- [COLOR=blue]Научитесь говорить «нет!»[/COLOR], не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
— Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, — таким образом человек манипулирует вами.
прод.в коментах