[COLOR=darkblue][SIZE=+1]— У людей, которые делают первые шаги в православии, понимание православности гипертрофированно.
Неофиты очень часто искусственно создают себе внутреннею духовную среду или радикально меняют свой образ жизни. И получается своего рода перекос, потому что это очень близко к фарисейскому пониманию духовной жизни: резкий отказ от искусства, общения с природой и подобных вещей, которые доставляют человеку радость. Если резко это все прекращается, то рано или поздно может произойти духовный срыв... Да, на первом этапе человек будет молиться, чувствовать какую-то радость. Такой неофит внутренне создает для себя иллюзию общения с Богом, потому что на первом этапе благодать дает человеку радость. Но настоящая духовная работа начинается чуть позже. И когда это происходит, в сознании человека, который совершил такой резкий переход, может возникнуть эффект пружины: новоначальный верующий будет отброшен далеко назад в своей духовной жизни. Я наблюдал такие ситуации: человек на первом этапе из храма, практически, не выходит, утром и вечером — на каждой службе, а потом, глядишь, через пару лет он уже с бутылкой пива и какими-то словами против церкви на устах. А вообще скажу так: синяя плюшевая юбка до пола, солдатские ботинки и рюкзак за плечами, платок на глазах и четки, которые волочатся по полу, — это не признак православия. Это все внешнее. Настоящее православие — внутри, то, которое настоящую духовную радость приносит. А внешние все эти действия без духовного наполнения приносят страдания и самому «подвижнику», и окружающим. Часто бывает, что жена приходит к Богу, а муж — нет.
Вот она начинает кадить и свечи возжигать, лампадками и иконами извешивать всю комнату. Начинает от мужа требовать, чтобы он постился, шел немедленно за ней в храм. А муж в ответ противодействует всему — возникает конфликт. Страдает и она, и муж, и дети. А почему страдают? Потому что любви в этом нет, все внешнее. Начиная таким образом свое воцерковление, человек наполняется внешним, а внутренним — нет. А когда нет внутренней работы над собой, то внешнее очень быстро разрушается и происходит откат от той цели, к которой Господь нас зовет. А Господь нас зовет к спасению. Через смирение и любовь.
Святыми сказано про христиан последних времен, что они будут спасаться не духовными подвигами, а тем, что сохранят свою веру. Наша задача — остаться со Христом.
— Сейчас некоторое продвинутые православные женщины уже осознали, что юбка до пят, платок на глазах — не лучший вариант, и они уже разрабатывают православную женскую моду, красятся, а также хорошую литературу читают. В общем, больше идут к светскости в поведении.
— Скажу даже больше. Когда человек, живущий в миру, начинает внешне себя активно проявлять, то это, скорее всего, признак духовной болезни, повреждения. Знаю людей, которые живут в миру, и по их внешнему виду вообще никак не определишь, что они православные христиане. Для них духовная радость связана с пребыванием на богослужении, такие верующие настоящую радость от этого испытывают. А внешнего впечатления «православности» они не производят.
Во времена советских гонений на Церковь мы потеряли преемственность и поэтому вынуждены создавать православную культуру сами. Конечно, делаются какие-то ошибки, потому что духовники и священники не всегда бывают опытными в таких вопросах. Не знают, что говорить, а если и знают, то люди зачастую неправильно их понимают.
Считаю, что внешний вид должен соответствовать внутреннему состоянию. Когда есть только внешнее, а внутреннего нет, то получается перекос.
— Значит, православным женщинам можно красиво, модно одеваться?
— В 19 веке женщины красиво одевались, хотя практически все были верующими. Заметьте, они одевались так красиво, что с них портреты писали, и все получали эстетическое удовольствие, а не искушение….
[/SIZE][/COLOR]